В конце прошлой недели в министерстве прошло закрытое совещание
по «поглощению» Росрыболовства, что, вероятно выльется в ликвидацию
части департаментов ФАР и передачу их функций в существующие
департаменты МСХ (например, департамент международного сотрудничества).
Одновременно
новый руководитель минсельхоза Николай Федоров провел встречи с главой
Федерального агентства по рыболовству Андреем Крайним и с главой
Россельхознадзора Сергеем Данквертом (две структуры подведомственные
МСХ).
На встрече с А. Крайним было отмечено, что практика
последних двадцати лет свидетельствует о том, что функции агентства
не позволяют в полной мере обеспечивать системное развитие
рыбохозяйственного комплекса России. В то же время принятое Президентом
Российской Федерации решение по объединению полномочий позволит
эффективно формировать государственную политику в области добычи,
переработки, хранения, транспортировки и обеспечения безопасности уловов
водных биоресурсов и продукции, произведенной из них.
Министр
сельского хозяйства Николай Федоров также подчеркнул, что новая
структура управления агропромышленным и рыбохозяйственным комплексами
позволит повысить оперативность принятия решений и сконцентрировать
общие усилия, направленные на обеспечение продовольственной безопасности
страны и развитие рыбохозяйственного комплекса и аквакультуры.
Публичная реакция:
Публичная реакция отраслевых лоббистов на перевод ФАР под зонтик МСХ оказалась полярной.
Партия
сторонников создания минрыбхоза резко осудила решение Президента,
некоторые другие группы поддержали решение, и попытались воспользоваться
ситуацией для смещения А. Крайнего и продвижения не его место другой
фигуры.
Так, в недавнем интервью Fishnews председатель Ассоциации
ГКО «Росрыбхоз» Василий Глущенко не только поддержал указ о переводе
Росрыболовства в подчинение МСХ, но, и, подверг критике нынешнего
руководителя ФАР А.Крайнего. По мнению Глущенко, «руководить
Росрыболовством должен относительно молодой человек, который изнутри
знает рыбное хозяйство, разбирается в вопросах организации добычи,
переработки, продвижения рыбы и рыбных товаров на рынке, понимает
взаимоотношения бизнеса и власти. Наилучшей кандидатурой,
удовлетворяющей заданным критериям, на мой взгляд, может стать
руководитель влиятельной отраслевой ассоциаций или союза
рыбохозяйственных предприятий. Например, президент самой крупной в нашей
стране по объемам вылова рыбы Ассоциации добытчиков минтая Герман
Зверев или кто-то из его коллег».
Глущенко также заявил, что
«передача Росрыболовства под крыло Минсельхоза — это мудрый шаг, который
позволит вплотную заняться вопросами, в том числе социальными, которые
годами не решало и не могло решить Федеральное агентство по рыболовству.
Поскольку на Министерство сельского хозяйства возложены полномочия
по развитию сельских поселений в рамках специальной программы, теперь
появилась возможность включить в нее и рыбаков. Это особенно важно для
населения прибрежных поселков, за развитие которых теперь отвечает
министерство».
Неофициальная реакция:
Согласно
неофициальным комментариям, полученным FISHNET.RU от рыбаков, по крайней
мере, хуже не будет. Главное, чтобы не было резких изменений.
Поскольку
Россия — член ФАО, страна обязалась считать рыболовство сельским
хозяйством, поэтому административная логика в этом есть.
Неофициально
итоги деятельности ФАР активно критиковали. Одна из главных претензий,
нерешенная сверхзадача — сделать отрасль прозрачной и легальной. А пока,
если взять, к примеру, экспорт, почти вся рыба продается с минимальным
заходом выручки в Россию.
В этих условиях Росрыболовство всерьез
не занималось рыбным рынком, стал почти незаметен ВНИЭРХ, хотя на него
выделяется немалый бюджет.
Высказываются предположения, что через
какое-то время все вернется на круги своя. В Минсельхозе рыбное
хозяйство плохо приживается, и нет традиции делиться бюджетом
с рыбаками. По мнению источника, который имел опыт общения
с Минсельхозом в прошлом, это слишком большое, а потому слабоуправляемое
министерство, и рыбаков там, по крайней мере, раньше, встречали без
энтузиазма. Рыбаков, обращавшихся к министру Гордееву по вопросам
развития рыбной отрасли, обычно направляли к Е. Скрынник (тогда
гендиректору Росагролизинга).
В позитивном плане, есть также
мнение, что, с точки зрения интересов потребителя — минсельхоз лучше.
Дикая рыба — один из источников белка наряду с продукцией аквакультуры
и мясом, поэтому надо считать балансы и регулировать рынок во всей
совокупности, включая все виды белка, субсидирование и таможенные
тарифы.
При активном рыбном заместителе министра, минсельхоз
скорее продавит и такие вопросы как восьмилетний срок для компенсации
части процентных ставок и залог долей за кредиты.