При эксплуатации в минусовую температуру спиннинговая катушка скрипит, туго крутится, ролик лесоукладывателя воет и замерзает. И что делать? Идти в любой магазин автозапчастей и покупать там три вещи - размораживатель дверных замков, средство WD-40 и аэрозольную силиконовую смазку для резиновых уплотнителей дверей автомобиля, не содержащую едких компонентов.
Все эти средства желательно покупать подороже, лучше - каких-нибудь известных производителей, европейских или американских, отвечающих за технические показатели и качество своей продукции. Например, я использую Lock De-icer от франко-английского концерна Holts, благо эта "химическая гадость" не содержит активных компонентов, могущих разъесть покрытие ролика. Этим размораживателем опрыскиваем внутреннюю поверхность ролика лесоукладывателя. Ко всему прочему в этом средстве содержится еще и смазывающее вещество. А, да, чуть не забыл: перед работой с роликом заклейте скотчем или пластырем его наружную часть, по которой проходит леска, т.к. если маслянистый аэрозоль попадет на эту часть, то леска станет проскальзывать - и ролик не будет крутиться.
Размораживателем попрыскали, переходим к следующей процедуре: внешние поверхности ролика с двух сторон и опорные его стенки нужно опрыскать аэрозолью WD-40 английского производства. Это средство способствует вытеснению влаги (марка "WD" -сокращение от Water Displacement - по-английски "вытеснение воды") с металлических поверхностей ролика, покрывая эти поверхности и обеспечивая отсутствие влаги даже в микроскопических шероховатостях металла или покрытия, а образующаяся пленка, к слову, защищает детали от ржавчины и коррозии. Все это и приводит к непопаданию воды внутрь механизма лесоукладывателя. Кстати, нелишне предупредить, что вышеперечисленные химические вещества не должны очутиться внутри подшипника ролика, если таковой имеется в вашей катушке.
Следующий узел - механизм сбрасывания дужки лесоукладывателя. Здесь все просто: снимаем защитную крышку механизма, берем WD-40 - и прыскаем, прыскаем, прыскаем, но только на пружину и металлический стержень. Аналогично поступаем и с втулками стоек ролика и дужкой лесоукладывателя. Можно еще обработать крышку корпуса по периметру и брызнуть на втулку клавиши рукоятки, а также на места крепления самой рукоятки, не помешает. Вот, пожалуй, и все с катушкой. На спиннинге Вас интересует: зачем силиконовая смазка? И в хозяйстве пригодится, и для спиннинга. Ну, коль уж я упомянул о спиннинге, давайте о нем.
Стандартная ошибка многих "пингвинов-спиннингистов" - смазывание пропускных колец удилища гелиевой силиконовой смазкой. Почему? Элементарно: неизбежный избыток смазки оказывается на шнуре или леске, а соответственно - и на ролике лесоукладывателя. Даже если смазка та и не попадет внутрь него, то, по крайней мере, оставит масляный слой на его поверхности. Дальше - все так же просто: при проводке шнур не крутит ролик, а проскальзывает по нему - сообразно, мокрый ролик через буквально полминуты подмерзнет, т.е. перестанет работать. Ну а если вы силиконовой смазкой еще и шнур пропитываете, так грош цена будет катушке после этого. Между прочим, в случае неравномерной пропитки волоконного шнура, тот на необработанных участках намокает, обмерзает, становится жестче - и получается, что ледяная корка шнура соскабливается первыми тремя - четырьмя пропускными кольцами, в результате чего последние обрастут шубой из инея.
Как с этим бороться? Подскажу: берем именно аэрозольную силиконовую смазку (я вот использую - спрей FG-4259 от американской фирмы Turtle Wax или Lubrifiant Silicones от ELF или того же Holts) и тщательно опрыскиваем ею пропускные кольца верхнего колена спиннинга. Лучше эту процедуру выполнить дома на предварительно промытых и тщательно высушенных кольцах. После обработки необходимо подождать несколько часов, чтобы смазка просохла и образовала тонкий защитный слой пленки. Проверить, высохла ли смазка, можно с помощью чистой салфетки - проведите ею по кольцам, и если останется жирный след, то повторите процедуру - и подождите еще.
После того, как вы убедились, что смазка высохла, те же кольца покрываются водоотталкивающим WD-40. Это позволит значительно снизить степень обмерзания колец.
Чего делать нельзя? Нельзя использовать силиконовую смазку, предназначенную для обработки металлоповерхностей (читайте "сопроводиловку" на баллончике аэрозоля) - она однозначно убьет лаковое покрытие спиннинга. Также нельзя допускать попадания любых смазок на места стыка колен спиннинга.
Шнур или леска И то и другое я просто обрызгиваю водоотталкивающим средством. Поступая так, будьте готовы к тому, что долго такая леска или шнур не прослужат, максимум - неполный зимний сезон, хотя леска может прослужить и меньше - половину, скажем, сезона. Обрабатывать шнур или леску нужно не на шпуле катушки, а на фабричной бобине. Я лично это делаю при перемотке лески на катушку, равномерно опрыскивая ее прямо на заводской бобине.
Вот и все.
После проведения этих процедур ваша снасть будет работать весь сезон зимней спиннинговой рыбалки.
Чтобы руки не мерзли И еще один советик: лично у меня при ловле сильно замерзали пальцы руки, лежащие на холодной металлической лапке катушки, поэтому я сделал простейшие прокладочки из тонкой пенки, которые с помощью изоленты закрепил на внешней стороне лапки катушки. Удобно, пальцы мерзнут значительно меньше, да и мягкая тонкая пенка практически не ощущается и ловле не мешает. Аналогично можно поступить и с началом комлевой части спиннинга, если в момент проводки вы привыкли держать указательный палец непосредственно там.